Мехелен (он же Малин)
Часть I
Часть II
июль 2009
II.
Карильонная башня и колокола Собора св. Ромбаута
Башня могла быть раза в два выше, но у города, как это бывает, внезапно закончились деньги. Строительство остановили на высоте 97 метров.

Зато с колоколами не поскупились — девяносто восемь штук, общим весом восемьдесят тонн, — автоматический часовой механизм и два карильонных мануала (летний и зимний).
ориг. наз.
Sint Romboutskathedraal
На эту башню мы сейчас и заберемся, но для начала краткий экскурс в этимологию малиновых звонов (народ-то нынче грамотный пошел):
Факт
Город Малин является кампанологическим центром Европы, в котором существуют определенные традиции и школа. Царь Петр Алексеевич был не дурак — приезжал учиться и покупать у лучших мастеров, и во Фландрии он приобрел лучшие европейские колокола того времени. Так, в начале XVIII века, колокола из Малина появились в Российской империи, а с ними и «малиновые звоны».

Но не спешите верить тем, кто вместе с Википедией полагает, что словосочетание «малиновый звон» имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон». Объективно мы можем сказать лишь то, что малиновый звон — это звон в колокола отлитые по мехеленскому стандарту. А звучание мехеленских колоколов объективно плоское, с коротким сустейном, — и дело вот в чем:

Для достижения точной темперации, т. е. совпадений высоты основного тона и тона гудения, колокола для карильона подтачиваются. В процессе подточки сокращается время звучания, теряются обертона и объем, звучание становится тише и площе. Причем длительность звучания стремяться урезать до 3–4 секунд намеренно, иначе будет трудно расслышать мелодию из-за налезания звука одного колокола на другой.

Русские колокола, — много обертоновые, благозвучные, — по традиции они не подтачиваются, льются в форму сразу же с учетом основного тона и имеют в своем звучании не только основной тон, но и целые гирлянды созвучий. Иными словами, если колокол отлит удачно, на выходе мы имеем тембр густой, объемный, а сустейн длинный, что для уха в сто раз приятнее звучит, нежели урезанные обертона.

Народ русский прекрасно отличал на слух разницу в звучании колоколов и дал определение «малиновый звон» звонам в карильонные колокола вовсе не за красивое звучание последних, а всего-лишь за возможность исполнять мелодии. Именно колокольные мелодии были для русского уха в новинку, а вовсе не бархатистость или объемность звука.

Отмечу, что все традиционные русские звоны являются ритмическими, а не мелодическими. На одной колокольне может висеть пять колоколов, а на другой — двадцать пять, но один и тот же тип звона православный звонарь может исполнить и там, и там. Потому что задача православного звонаря не сыграть мелодию, а путем сложения обертонов разных колоколов, добиться единства ритмического и акустического благозвучия в передаче образа.

Вне зависимости от вида и состава колокольни, отличить малиновые звоны от русских традиционных звонов очень просто: когда на колоколах играют — это и есть малиновый звон, когда в колокола звонят — значит звон православный. А про звучание, — «очень приятный, мягкий по тембру звон», — это как раз про русский стандарт колокола, а не про мехеленский.
Всё, лезем на башню!
Первый ярус
Помните как в часах с кукушкой, для того чтобы механика работала надо время от времени гири наверх подтягивать, нагрузку на шестеренки создавать. Так и здесь, при помощи крана поднимают гирю наверх. Забираются внутрь колеса и ходят, веревку на вал наматывают. Сейчас-то уже конечно вся механика от электричества работает, но раньше только так, через колесный кран.
Зачем-то устроена дырка в полу над органными трубами. В живую когда смотришь — страшно, затягивает.
Второй ярус
Раньше здесь была кузница, теперь много свободного пространства.
Хорошо видно отверстие над органом и подстилку-амортизатор из черепицы, на случай если гиря сорвется.
Третий ярус
Внутри третьего яруса построен как бы двух этажный деревянный дом со своими перекрытиями и отдельными лестницами.
На первом этаже установлен старый карильон.
На втором этаже, часовой механизм карильона с сорока девятью старыми колоколами.
Работает, как часы.
Кстати, в случае надобности, везде можно свободно пролезть и рассмотреть получше. Главное помнить про камеры, и заходить там, где им не видно.
Обратите внимание насколько эстетично выглядит покраска соединительных узлов и языков. Наши мастера по подвеске колоколов вполне могли бы перенять.
Четвертый ярус
Лестничные завитушки нового карильона.
Языки притянуты к юбке, а внутрь колокола приварены обратки, не позволяющие языку болтаться после удара, — минимум усилия на движение.
Колокола висят плотно к друг другу, потому что закрепляются неподвижно, и при работе только языки ходят туда-сюда.
Летний концертный мануал.
Частенько в плюс к механическому языку, с внешней стороны колокола западные кампанологи ставят молоток с электромеханическим реле. В основном такая штука устанавливается в курантах, но бывает и так, что за веревку дергает человек, а передаточное звено — электрическая цепь.
SIC
Вот бы у нас вместо механических педальных благовестников (самых больших колоколах в звоннице) соорудить электропривод. Надавил на педаль — электромолоток ударил в колокол. И не надо всем весом «бросаться» на педаль, и можно практически в любом темпе звонить, и трение минимальное. Конечно, если еще и силу удара предусмотреть… но ширина динамического диапазона для больших колоколов не столь критична.
Пятый ярус
На этом уровне находится помещение, которое называется «De Askelder», что в переводе с фламандского означает погреб или подвал для золы. Перевод оказывается смешнее от того, что помещение располагается в башне на самом верхнем этаже.
Там устроили художественную инсталляцию с размытым смыслом. Из активных мониторов «KRK» играла старинная камерная музыка, а на отверстие в потолке проецировалась движущаяся картинка. Типа, чувак в вертикальной трубе молотками орудует.
Крыша мира
Приятным сюрпризом является тот факт, что вас выпускают наружу.
Еще два десятка ступеней, и вы cможете лицереть прекрасную панораму города.
В ясную погоду, да с биноклем, видать аж до Брюсселя.