Мехелен (он же Малин)
Часть I
Часть II
июль 2009
I.
В центре города
От вокзала до площади Гроте Маркт можно дойти разными путями. Я пошел мимо железнодорожного моста.
Через пустынный и мрачный подземный переход с низким потолком, в котором, однако, не было даже намека на запах.
Из перехода сразу же выныриваешь у Базилики Богоматери Хансвийк.
ориг. наз.
Onze-Lieve-Vrouw van Hanswijkbasiliek
NB
Если вдруг кто не знал, то базиликой называется прямоугольный в плане храм (в противоположенность крестообразным). Храмы имеющие в плане крест, развились из базилик с трансептом (такими ушами по бокам здания).
Резные исповедальни радуют глаз.
Вдруг взгляд падает на даму лет сорока пяти, без шляпы с двумя собачками на поводках. От такой наглости и равнодушия я обалдел и хотел было ей объяснить, что вообще-то она в церкви находится, и с собачками сюда не надо заходить, но забыл все возможные в таком случае слова. А чтобы в порыве ревности не хамить, я тут же вышел на улицу. (Да простят мне эту маленькую подробность высоко толерантные граждане.)
На улице спокойно и тихо. Очень люблю тишину и когда народу почти нет. Поэтому в город влюбился едва успев пройти пару кварталов.
NB
О названии города

По-голландски город называется Мехелен (Mechelen), а по-французски — Малин (Malines). В Бельгии входу оба этих названия, как и оба языка.
Мехелен стоит на реке Диль, которая местами протекает у самых стен жилых построек.
Хотя река протекает через весь город, активного движения по воде, как в Голландии, нет.
Церковь святого Яна (XV век). Впечатляющая стройность и светопроникновенность.
ориг. наз.
Sint-Janskerk
Появление пряничных домиков говорит о том, что мы уже в центре.
Вдалеке справа, самое старое здание Мехелена (XIV век) — дом городских советников.
ориг. наз.
Het schepenhuis
Там устроили выставку, где среди прочих экспонатов можно увидеть шестнадцать деревянных панелей (писанная маслом картинка с текстом), повествующих о страданиях святого Виктора (по-моему, Марсельского). Стиль письма Дюрера напоминает, мне понравилось.
Наверняка имеется ввиду эдемская святость, однако телесная открытость христианской женщины все равно удивляет. Хотя по сути, это ренессанс во всей красе.
Уходящие вдаль стеклянные перила — вход в подземную парковку. В далеке церковь святых Петра и Павла (XVII век).
ориг. наз.
Sint-Pieter-en-Paulkerk
В петропавловской церкви.
Ну, вот и Гроте маркт — Собор святого Ромбаута, памятник Маргарите Австрийской… и чудовищный, портящий весь вид на площадь, визжащий аттракцион «Зачем я согласилась!».
ориг. наз.
Sint Romboutskathedraal, Margaretha van Oostenrijk
В мой приезд в Мехелен на Гроте маркт устроили ярмарку с кучей игровых автоматов (прощай тишина). Перегородили массу удачных ракурсов на близ лежащие здания.
В связи с лезущими в объектив аттракционами три дома современной городской ратуши и памятник кукле Оп Синьорке у меня выглядят вот так.
ориг. наз.
Stadhuis, Op Signoorke
NB
Легенда про куклу Оп Сеньорку

Между антверпенцами и мехельчанами всегда существовала неприязнь. Антверпенцев дразнили синьорами, потому что они долгое время находились под управлением испанцев. Каждый год жители Мехелена устраивали праздничную процессию c лейтмотивом подбрасывания куклы на простыне. Тогда куклу называли просто vuilen bras (пьянчужка). Однажды, в 1775 году, кукла упала на прохожего, который оказался жителем соседнего Антверпена. Мехельчане, посовещавшись, решили, что антверпенец хочет украсть их талисман, и побили беднягу. В честь величайшей победы и вновь обретенной куклы поставили памятник, а куклу стали называть Оп Сеньорка. (Мехельчанам больше не наливать).
Нигде не спрятаться от этого летающего ужаса. А хваленые карильоны, как ветер подует или шум уличный прибавится, едва слышны у самой башни (о мехеленских колоколах будет сказано во второй части).
Но несмотря ни на какие аттракционы, ярмарки и толчию на Гроте маркт, невозможно не любить город, в котором твое имя произносится нараспев.
В поисках тишины сбегаем в Собор святого Ромбаута.
Там на колоннах, вдоль центрального нефа, скульптуры апостолов прилеплены. Я стал считать ради интереса, получилось тринадцать. Нет, думаю, наверное ошибся, пересчитываю снова. Опять тринадцать. Ерунда какая-то, апостолов двенадцать, один лишний не может быть. Начинаю фотографировать каждую колонну — тринадцать, и все тут. Ладно, думаю, домой приеду, разберемся. Приехал домой, перебираю фотографии — двенадцать фотографий с колоннами, двенадцать апостолов. Мистика.
o_O
В Соборе удивительно много православных икон.
Витражи впечатляют.
Еще понравилось, что свечи, хоть и стеариновые, но настоящие, а не эти лампочки с кнопочками, как модно стало у католиков.
Гуляя по городу, постоянно перемещаешься во времени.
Архитектурное.
Букинистическое.
Урбанистическое.
Загадочное.

(По всему городу такие веники)
Шесть часов интенсивной ходьбы — и напрочь уставшие (но довольные) ноги.