Брюссель
Часть I
Часть II
июль 2009
II.
Музей музыкальных инструментов
Здание музея построено в 1899 году в стиле модерн архитектором Полем Сантено и было универмагом «Старая Англия». Характерный для архитектуры ар нуво отказ от прямых линий, использование металла и стекла, чуткая проработка интерьера, производят впечатление.

После войны здание было заброшено и тихо ржавело. Естественно нашлись дураки, которые захотели его снести и построить современный торговый центр. Но после разных перипетий, этого не произошло и вся музыкальная коллекция, ранее находившаяся при Королевской консерватории, в 2000 году переехала сюда, в отреставрированное здание.
ориг. наз.
Le Musée des instruments de musique (MIM), Old England (Paul Saintenoy)
Хорошо Вам выдают безпроводные наушники, и у большинства экспонатов есть специальная зона, обозначенная кружком на полу. Подходишь к ней и слушаешь, как звучит инструмент. Есть музыкальный магазин, в котором, среди записей, сувениров и ширпотреба, попадается прекрасная методическая и научная музыкальная литература на английском.

Плохо Все пояснительные тексты в музее только на двух языках, среди которых английского нет. И хотя музыканту, в большинстве случаев, достаточно и французского названия инструмента, история его создания и место использования, без знания французского или фламандского, уже ускользает. На всякий случай отмечу, что при входе продается английский гайдбук, но он явно не стоит 16 евро, особенно, при пяти евро за вход.
Весь каркас здания и основные элементы интерьера, это чугунное литье и клепки.
Каждый этаж, кроме последнего, на котором находится ресторан, это отдельная тематическая экспозиция:

2
1
0
-1
струнные и клавишные инструменты, включая редкие и экзотические,
инструменты современного оркестра, и то, из чего они произошли,
традиционные этнические инструменты,
музыкальные автоматы и самоиграйки.

Краткий обзор некоторых экспонатов музея
Начнем с главного.
Так выглядел малый барабан (с подструнником, разумеется) в начале XX века. Сверху и снизу, там стоит бычья кожа, а для поддержания давления обручей, использованы всего четыре крючка. Представьте, как кожа меняла тон от каждого дуновения ветра и влажности воздуха, и как они это все настраивали.
ориг. наз.
Caisse claire, Snare drum, etc.
Цилиндрические военные барабаны обладали довольно скудной отделкой. Едва отесаные части собирались воедино, и по быстрому намалевывался герб. А вдруг придется использовать барабан в качестве дубины?
ориг. наз.
Caisse roulante, Long drum, Рулант, etc.
Инструменты традиционного индонезийского гамелан оркестра (острова Бали и Ява). Слева, двухрядный набор гонгов, называется бонанг. Справа, кенонг. Впереди, металлофонного вида, гендер.
ориг. наз.
Bonang, kenong, gendér
Вдалеке, деревянные барабаны африканского и индейского происхождения. Из известных мне там были: крин, банана драм (длинная статуя-тотем) и ацтекский тепонацтль. Справа, индийские ситары и сурбахары.
ориг. наз.
Krin, banana drum, teponaztli, सितार, सु रब हार
NB
Названий деревянных барабанов на свете очень много, все перечислять замучаешься. Но их можно разделить на две большие группы: щелевые барабаны (slit drum ) и барабаны-бревно (log drum ).

Еще существует язычковый барабан (tongue drum ). Многие его путают с щелевым барабаном. Но их различие состоит в том, что новоявленный язычковый барабан может исполнять нехитрые мелодии, поскольку имеет много языков-щелей, попадающих в определенный лад. А традиционный щелевой барабан обладает, максимум, двумя ненастроенными языками, и мелодии играть не умеет.
Балафон (африканская ладовая маримба) и нечто, похожее на кору (африканский сольный щипковый инструмент).
ориг. наз.
Balafon, kora
Это все какие-то разновидности арфы, но название я не запомнил. По виду похожи на древнеиранский ченг.
Волынки.
Еще волынки и дудки.
Еще дудки без волынок.
Справа, лежат: ренессансная и барочная лютни, висят виолы да гамба и виолы д’амур. Вдалеке, слева, охотничьи рожки и натуральные валторны.
ориг. наз.
Renaissance lute, baroque lute, viola da gamba, viole d’amour, natural and hunting horns
Расплющенный скрипичный альт.
Харди-гарди, также известный под названием колесная лира.
ориг. наз.
Hurdy gurdy, organistrum
NB
На харди-гарди можно исполнять мелодии (иногда брать второй голос) под аккомпанимент бурдонных струн. Возможно исполнение не сложных ритмических рисунков жужжащего тембра, за счет изменения скорости вращения колеса и включении в игру специальной струны, называемой тромпетта.

Предком изящной харди-гарди  был органиструм , который появился в Европе на рубеже X–XI веков. Органиструм был инструментом крупным, его клали на колени и играли сразу два человека: один крутил ручку, другой зажимал клапаны.
Еще харди-гарди.
Клавесин французского типа.
ориг. наз.
Clavecin de style français
NB
Клавесины бывают итальянского, фламандского, французского, английского и немецкого типов. Принципиально они ничем не отличаются (кроме звучания, конечно). Различие происходит по конструктивному признаку: устройство механизма, количество мануалов и регистров (типов струн), форма и пропорции.
Клавесин конца XIX века с педальным переключением регистров.
ориг. наз.
Clavicembalo
Пианино с дугообразным разворотом мануала.
Еще один вариант пианино. Обратите внимание, на то, как приделана демпферная педаль.
Верджинел или, как его еще называют, музелар. Считался преимущественно женским инструментом. Его клали на стол и играли стоя. Одному тону (клавише) соответствовала одна струна, звук следовательно не громкий.
ориг. наз.
Muselar
NB
Отличие верджинела от музелара в том, что у музелара клавиатура сдвинута вправо, а у верджинела влево. Можете взглянуть на музелар с картины голландца Яна Вермеера.
Удивительный инструмент — принцип работы, как у харди-гарди. Система наканифоленных колес трется об струны, заставляя их вибрировать.
Садишься, значит, поиграть на оттавино, открываешь крышку, а там: Sic transit gloria mundi, — что в переводе на русский означает: хватит заниматься ерундой, иди учи сто пятидесятый псалом.
ориг. наз.
Ottavino
Клавикорд. Сверху для сравнения показаны: фортепьянный механизм и механизм, устроенный в клавесине.
ориг. наз.
Clavichord
NB
Клавикорд не зацепляет струну, как клавесин или верджинел, а бьет по ней. Но бьет не молоточком, а ребром металической пластины (тангенотом), и не абы где бьет, а точно в нужное место, чтобы поделить струну и получить нужный тон. Можно даже вибрато делать, надавив на клавишу.

Клавикорды бывают двух типов: те, которые используют одну и ту же струну для разных тонов (double fretted ), и те, в которых для каждого отдельного тона (клавиши) отведена своя струна (unfretted). Фортепьяно, кстати, родилось в начале XVIII века от человеческой мысли и клавикорда. А до этого, человеческая мысль сочеталась с монохордом из которого получился клавикорд.
Мастерская клавирного мастера. Для удобства используются не струбцины, а упругие деревянные распорки, которые упираются в специальный потолок над столом.
Слева, стоит то, до чего вымахал верджинел к началу XVII века. Справа, фламандский клавесин с двумя мануалами.
Хотя сей девайс музей и называет верджинелом, судя по форме, это итальянский спинет. Разница лишь в расположении струн и форме, а принцип работы один и тот же — щипок струны. На таких играли в середине XVI-ого века.
ориг. наз.
Spinetta
Если комната у вас маленькая, а клавесин хочется, значит приобретаем клавицитериум.
ориг. наз.
Clavicytherium
А если хочется наслаждаться звуками арфы, но кроме фортепьяно в школе, вы более ни на чем играть не научились — значит, этот девайс создан для вас.
ориг. наз.
Dietz harp-piano
Вы таете при звуках пиццикатного контрабаса, но постоянно промахиваетесь пальцами по грифу? Приобретайте клавирный монохорд!

А для полифонического музицирования подойдет кларнет два-в-одном с клавиатурой органного типа. Он справа висит.
ориг. наз.
Monochorde à clavier, clarinette double
Ну, и на закуску. Слева, бас-кларнет начала XIX века, итальянского мастера Николы Папалини. В центре, абсолютно фантастический тромбон с семью раструбами 1890 года, придуманный Адольфом Саксом (тем же чуваком, который саксофон изобрел). Справа, хрустальная семиклапанная флейта, сделанная Клодом Лореном в 1815 году.
ориг. наз.
Clarinette basse (Nicola Papalini), Trombone à sept pavillons (Adolf Sax), Flûte traversière en cristal (Claude Laurent)
Весьма познавательный и интересный музей, надо сказать. За четыре часа, на севшем аккумуляторе, без конца включая и выключая камеру, я едва успел снять процентов пять от всей экспозиции.
Всех настоящих фотографов прошу не ругаться на присутствие смазов, шевеленки, бликов и отражений, а то ведь я тоже могу попросить вас исполнить скрипичную фугу.

Лирическое дополнение

До сих пор есть люди, которые полагают, что литавры — это такие парные тарелки, а тамтам (или там-там, без разницы) — это такой этнический ручной барабан. Особенно умиляет, когда говорят: «Ой, Вась, смотри какие тамтамчики!» — показывая на джембе и дарбуки. Так вот, литавры — это совсем не тарелки, в которые играют, ударяя их друг об друга, а котлообразные барабаны, в которые ударяют палочками. А тамтам — вовсе не барабан, а разновидность гонга.

Не надо опираться на воображение там, где существует точный ответ. Будьте недовольны своей безграмотностью, посмотрите в толковом словаре: что такое тамтам, что такое литавры, благо интернет у вас есть. В противном случае, ваша же глупость потом ставится под изображением сурдо и тиражируется во вселенском масштабе.